Автор Тема: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого  (Прочитано 22559 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Petrovic

Идея того, что происходит с путешественником, в каком направлении (по экзистенциальной карте) он движется, выражена в старой книге Чжуан-цзы:

Уважать родителей легче, чем их любить, любить родителей легче, чем их забыть, забыть родителей легче, чем заставить родителей забыть о тебе, заставить родителей забыть о тебе легче, чем самому забыть обо всем в Поднебесной, забыть обо всем в Поднебесной легче, чем заставить всех в Поднебесной о тебе забыть.

В идеале путешественник стремиться к бытию-заново. Это такое существование, в котором на выбор, производимый в данной точке времени и пространства (здесь-и-теперь) совершается без учета той жизни, что была ранее. Это бытие без привязанностей к людям, даже к образу жизни.

Не зависеть от устойчивых связей с социумом, освободиться от общественного давления - соблазнительная перспектива. Есть два основных способа достичь этого состояния. Первое - вести двойную, тройную и вообще многослойную жизнь. Это кажется решением проблемы и встречается очень часто. Например, есть работа, две работы, увлечения, разные непересекающиеся (или частично пересекающиеся) круги общения. Это как игра в прятки или в шпиона. "Думаете, вы меня обидели? А вот и нет! Я здесь отсутствую." Острота существования усиливается, когда удается обвести вокруг пальца людей. Будучи заброшенным в социальную сеть, человек начинает сплетать новые сети, чтобы иметь возможность выбора между ними, помещать себя в ту, где в данный момент комфортнее. Надо ли говорить, что близость здесь противопоказана, а существование должно быть оседлым (допускается передвижение между конечным числом пунктов), чтобы не разрушить с таким трудом создаваемую конструкцию.

Другой вариант - не плести сети, а наоборот - рвать их. Чтобы существовать здесь-и-сейчас. А для этого лучше всего двигаться. Вот приезжает наш герой в какой-либо город, где ему нравится и осознает, что мог бы прямо сейчас здесь остаться жить, и все, что он оставил у себя за спиной, в прошлом, не имеет значение. И сама эта возможность и ее осознавание позволяет ему не вплетаться в сети, а свободно существовать, быть в мире, а не в сетях. Здесь важен вопрос скорости, с которой движется наш путник, который освещен в приведенной цитате. Условно можно выделить три скорости.
1. Рвутся старые сети, но вместо них появляются новые. Важно: старые сети рвутся окончательно. Так, выброшенные за границы социума маргинальные элементы сбиваются в стаи, банды... По сути старые законы со-существования с другими заменяются новыми. В принципе, таких перескакиваний из одной сети в другую может быть бесконечное множество.
2. Полное освобождение от цепей, но несвобода от себя. Да меняется все вокруг, но собственный центр существования остается неизменным. Здесь все равно присутствует субъект, который еще и рефлексирует (о, ужас-то какой!)
3. "Полный отрыв" - это когда удается достичь состояния, "все в Поднебесной о тебе забыли". Вот в этот момент совершенно беспроблемно совершается бытие-заново. Субъекта уже нет, цепляться совершенно не за что. Ну практически просветление ,-)

Конечно, номадический вариант в жизни труднореализуем, но почувствовать наличие у себя этой возможности - это уже многое.

Оффлайн Petrovic

Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #1 : Вторник 02 Июнь 2009, 16:46:35 »
Кстати, в кино я почти не встречал осуществления того, о чем я написал. Что происходит с чуваком, когда он на 3-й скорости, отлично показано в фильме "Адреналин". Еще хороши фильмы А.Германа "Мой друг Иван Лапшин" и Хрусталев, машину!", но там все-таки раскрыто, как человек доходит до необходимости отрыва, и вроде как начинает, но далее конец фильма.

В "Легендах осени" тема вообще никак не раскрыта, мне пришлось все самому додумать при просмотре.

Оффлайн spyke

Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #2 : Четверг 04 Июнь 2009, 22:48:20 »
Кстати, в кино я почти не встречал осуществления того, о чем я написал. Что происходит с чуваком, когда он на 3-й скорости, отлично показано в фильме "Адреналин". Еще хороши фильмы А.Германа "Мой друг Иван Лапшин" и Хрусталев, машину!", но там все-таки раскрыто, как человек доходит до необходимости отрыва, и вроде как начинает, но далее конец фильма.

В "Легендах осени" тема вообще никак не раскрыта, мне пришлось все самому додумать при просмотре.
Я не согласен :)
У чувака в Адреналине очень маленький социальный атом, поэтому он такой подвижный. Но он же явным образом делит окружающих на "своих людей" и на всех остальных. Со своими он, конечно, может обращаться как угодно, но это все равно свои, ради которых можно помереть, например, или просто порешить каких-нибудь не своих, которые как бы и не люди :)

У Германа сложно. В "Хрусталев, машину!" главгер отрывается ото всего привычного, от себя внутри прежних практик, но он делает это не по воле сердца, он бежит от опасности... Либо отказаться от и без того хрен знает какой данности, либо опять попасть в лагерь или быть просто расстрелянным. Наверняка, со временем он научается получать удовольствие именно в этом контексте, но тут еще вот какой момент мне в голову пришел - чтобы скрыться, ему так или иначе пришлось выдавать себя за кого-то, придумать новую личность, скрыть старую, замаскироваться. Не мог же он прийти на какую-нибудь железную дорогу, допустим, и сказать "я вам не скажу, кто я, но мне нужна работа и нужно уехать"... Мне кажется, скорее всего, он не стал номадом, в советское-то время 50-х. Он, видимо, начал новую жизнь, как если бы резидента перевели из одной в другую страну, другие условия и написали ему новую личность. Похоже?
"Мой друг Иван Лапшин" для меня - фильм о твердости именно остова своей личности, о его непоколебимости в любых условиях. Даже любовь, если это была любовь, а не, так сказать, пробный выстрел без прицела, не наносит этому остову никакого урона, он продолжает оставаться собой, жить своей жизнью, иметь тех же друзей, ставить цели в рамках все той же карьеры, тех же практик. Фильм крутой вот этим ощущением: что-то вокруг меня происходит, а я просто живу, потому что я - это я... :approve

По поводу "Легенд осени", первый уход - это да, уход - когда после смерти брата он уезжает в Новую Гвинею и дальше. А во второй и последний раз он бежит так же, как главгер Хрусталева. М.б. ему в этом модусе и комфортно, но его к нему все равно формально вынудили. Не знаю... Вот первый уход там прикольный, и смерть прикольная, смерть в бою, но не в бою с другим человеком или с обществом, и не с болезнью, а со своей какой-то целой стихией, возможно, единение с этой стихией наконец, мне кажется... :chuvaki
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Petrovic

Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #3 : Четверг 04 Июнь 2009, 23:11:46 »
...
Он, видимо, начал новую жизнь, как если бы резидента перевели из одной в другую страну, другие условия и написали ему новую личность. Похоже?
...
Похоже, но что стало с его прежней жизнью, и как он к ней стал относиться, осталось за кадром.

Про Лапшина согласен, переборщил я ,-)

Выходит, кино про номада пока нет?

Оффлайн spyke

Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #4 : Четверг 04 Июнь 2009, 23:24:51 »
...
Он, видимо, начал новую жизнь, как если бы резидента перевели из одной в другую страну, другие условия и написали ему новую личность. Похоже?
...
Похоже, но что стало с его прежней жизнью, и как он к ней стал относиться, осталось за кадром.

Про Лапшина согласен, переборщил я ,-)

Выходит, кино про номада пока нет?
Я даже книг не могу вспомнить...
Знаешь, у меня появилась гипотеза. В фильме или книге важен сюжет. Т.е. какие-то коллизии, в которые попадает личность, и то, как они ее меняют. Развитие отдельно взятой и конкретной человеческой особи или нескольких особей. И тогда это интересно, тогда зритель или читатель может примерить чужой путь на себя, и будет польза.
А классический номад - он же не развивается, не преодолевает препятствий, не борется с реальностью или с социумом. У этой "книги" нет сюжета, завязки, кульминации, катарсиса и надежды на светлое будущее, это скучная книга для читателя, почти невозможная. "А потом я пошел туда-то... А потом сделал то-то... Познакомился с тем-то... Сьел окрушку и пончик". stupid ;D Если только на места, в которых он побывал, делать упор, или на истории людей, с которыми он познакомился, и которые - еще личности... Но тогда это будет опять фильм или книга не про номад :)
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Petrovic

Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #5 : Четверг 04 Июнь 2009, 23:28:36 »
...
Я даже книг не могу вспомнить...
...
А я могу, например, Одиссея. Ну и у секацкого "Три истории о клирике". Там, конечно, вроде как три независимые друг от друга рассказа, но личность главного героя отчетливо прослеживается, читатель угадывает, что это один и тот же человек.

Оффлайн spyke

Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #6 : Четверг 04 Июнь 2009, 23:32:07 »
Одиссей, в принципе, да, очень близко! Но он же пытался все время вернуться домой к Пенелопе своей, ради этого, вроде, все и было, нет?
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Helga

Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #7 : Пятница 05 Июнь 2009, 00:15:02 »
Одиссей, в принципе, да, очень близко! Но он же пытался все время вернуться домой к Пенелопе своей, ради этого, вроде, все и было, нет?
Не, ну Одиссей - это же ж в чистом виде приключение (между прочим, еще и под маркой жажды наживы), да и социальные связи он создает где ни попадя. Просто в дороге чуваку не очень повезло  ;D .
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Lighty

  • Гость
Re: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #8 : Пятница 05 Июнь 2009, 07:42:32 »
А венечка Ерофеев "Москва-Петушки"

Оффлайн Olga

Re: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #9 : Пятница 05 Июнь 2009, 11:01:05 »
Ещё есть произведение Бертрана Блие, "Дураки" называется.
По нему, кстати, фильм поставлен.  :agree
Лечите друг друга!

Оффлайн Olga

Re: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #10 : Пятница 05 Июнь 2009, 12:05:24 »
Вот эта книга, о которой я говорила.
"Дураки" в названии заменены на "чудаки" совершенно напрасно, я считаю.  :huh
Если бы она мне в своё время попалась бы под таким названием, которое имеет сейчас, боюсь, что я так бы и не прочла эту совершенно гениальную вещь.
А так, именно "дураки" привлекли моё извращенное внимание. :)

Вальсирующие, или Похождения чудаков
Лечите друг друга!

Оффлайн Джонни

Re: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #11 : Пятница 05 Июнь 2009, 15:44:52 »
если так рассуждать, то человека всегда что-то вынуждает уходить. любые внешние обстоятельства могут катализировать и обнажить внутренние противоречия и тогда человек вдруг срывается, говорит "с меня хватит". то есть внешние обстоятельства - это лишь повод для внутренних исканий. конечно же при условии, что человек имеет хоть какой-то выбор, а не стоит перед альтернативой "жить- не жить".
в кино мне вспомнился пример "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". герои под вымышленными именами путешествуют в оазис американской мечты и подвергают его своим беспредельным нарко-экпериментам. во-первых полный отрыв от себя, во-вторых жёсткий глум над обществом. этакий Остап Бендер, только без мотивации обогащения
В голове моей батут, я сколько там, столько и тут.

Оффлайн Petrovic

Re: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #12 : Суббота 06 Июнь 2009, 12:43:30 »
А венечка Ерофеев "Москва-Петушки"
Не, это про чисто руско-интеллегентного бездействующего героя-страдальца ,-)) К тому же чисто формально он существует только в пространстве поезда между Москвой и Петушками.

Оффлайн Petrovic

Re: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #13 : Суббота 06 Июнь 2009, 12:44:57 »
...
герои под вымышленными именами путешествуют в оазис американской мечты и подвергают его своим беспредельным нарко-экпериментам
...
А их прежние имена, прежние жизни влияют как-нибудь на ход разворачивающихся событий?

Оффлайн Джонни

Re: Проект "номад" и другое из философии А.Секацкого
« Ответ #14 : Суббота 06 Июнь 2009, 17:11:22 »
...
герои под вымышленными именами путешествуют в оазис американской мечты и подвергают его своим беспредельным нарко-экпериментам
...
А их прежние имена, прежние жизни влияют как-нибудь на ход разворачивающихся событий?

нет, наркота делает своё дело и там уже ничто ни на что не влияет. их прежние жизни представляются мне больше как промежуток между такими поездками, типа чтобы запастис денгами и наркотой и выбить себе командировку. один из них журналист, который кладёт на свои обязанности освещать какую-то там пустнынную гонку. фишка ещё в том, что в штате Невада даже если у тебя найдут марихуану - сразу 20 лет тюрьмы, а у них наркоты полный багажник и совсем не марихуаны. на протяжении всего дейсвтия они убиваются мескалином, эфиром и другими разными очень интересынми наркотиками, всё обычное их уже просто не прёт. всё время их глючит и всё это время они находятся в обществе и никто даже не подумал, что с ними что-то не так, всем либо пофигу либо они все там сами такие же.
надо бы пересмотреть фильмец.
В голове моей батут, я сколько там, столько и тут.

 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10