Автор Тема: терроризм и психология  (Прочитано 1651 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Petrovic

терроризм и психология
« : Четверг 19 Ноябрь 2015, 00:20:29 »
Хочу услышать ваши мысли на злободневную тему.
Глядя на явление, всё больше убеждаюсь, что оно постепенно мутирует к распределенной децентрализованной террористической p2p-сети как по организации, так и по способу распространения. На ум всякие зомби и эпидемии в сравнение идут. Исполнители террактов связываются друг с другом через интернет и способны организоваться в считанные часы. В таких условиях теряют эффективность традиционные методы борьбы, трудно раскрывать цепочки, искать руководителей, источники финансирования и т.д., под подозрение подпадает слишком большая масса людей. Поэтому стали чаще говорить о психологии. В связи с этим интересны психологические особенности, делающие личность уязвимой к вербовке. Есть какие-нибудь идеи?

Другой вопрос касается возможности использования психологов для предотвращения пополнения рядов потенциальных исполнителей терактов. Как-минимум, такая помощь позволит значительно сузить круг лиц, подозреваемых в.

Оффлайн spyke

Re: терроризм и психология
« Ответ #1 : Четверг 19 Ноябрь 2015, 00:39:00 »
постепенно мутирует к распределенной децентрализованной террористической p2p-сети как по организации, так и по способу распространения.
А поясни?
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Helga

Re: терроризм и психология
« Ответ #2 : Четверг 19 Ноябрь 2015, 02:51:35 »
В связи с этим интересны психологические особенности, делающие личность уязвимой к вербовке.
Бедность, глупость, необразованность, ощущение несправедливости жизни - для смертников. Или наоборот, амбициозность, рисковость, желание быстро прославиться - для тех, кто после теракта надеется сбежать.
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Petrovic

Re: терроризм и психология
« Ответ #3 : Четверг 19 Ноябрь 2015, 13:07:41 »
постепенно мутирует к распределенной децентрализованной террористической p2p-сети как по организации, так и по способу распространения.
А поясни?
А я лучше картинки, демонстрирующие суть отличия p2p-сети от иерархической, покажу:

К децентрализации террористических сетей приводят:
– амбиции нижестоящих в иерархии ячеек, что приводит к их неконтролируемому делению;
– переход на самофинансирование (в основном через поборы с бизнеса, которые обретают внутреннюю легитимность — всё ради благородной цели джихада);
– вербовка через интернет;
– доступность средств осуществления терактов.

Оффлайн spyke

Re: терроризм и психология
« Ответ #4 : Четверг 19 Ноябрь 2015, 21:16:55 »
В связи с этим интересны психологические особенности, делающие личность уязвимой к вербовке. Есть какие-нибудь идеи?
Думаю, тут можно для начала посмотреть те же механизмы, по которым люди попадают в деструктивные секты.
Например, я тут скачал и посмотрел фильм про саентологию "Наваждение", так там интересно, как из группы людей по интересам, типа вот нашей здесь, можно вылупить деструктивную секту с насилием и плясками :) Или фильм "Волна" про немецкую школу, помнишь?

Цитировать
Другой вопрос касается возможности использования психологов для предотвращения пополнения рядов потенциальных исполнителей терактов. Как-минимум, такая помощь позволит значительно сузить круг лиц, подозреваемых в.
Мне кажется, эта проблема очень социальная, в широком смысле. Когда людям в их социуме хватает социальных лифтов, возможностей самореализовываться внутри, достигать определенных целей, соприкасаться с какими-то значимыми ценностями и смыслами, то у людей реже возникает потребность искать выходы из этого социума, а найдя, противопоставлять это найденное прежнему социуму. Европа довольно таки мало свободы предлагает молодежи внутри себя, а в таких случаях обычно и бывают или Париж 68-го, или вот, Донбасс 13-го. Почему бы и не ИГИЛ.
Но это если говорить о европейцах. А что мотивирует людей в Сирии, я имею в виду, что их добровольно мотивирует, а не принудительно, - х.з. Разве что Ханна Арендт могла бы нам что-то сказать по этому вопросу.
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Petrovic

Re: терроризм и психология
« Ответ #5 : Суббота 21 Ноябрь 2015, 09:58:59 »

Или наоборот, амбициозность, рисковость, желание быстро прославиться - для тех, кто после теракта надеется сбежать.
Вот это вызывает вопросы. Можно вспомнить русского террориста Каляева, который отказался от помилования. И, по-моему, сам смысл решения осуществить теракт неотделим от добровольного согласия умереть. Тут самопожертвование в полный рост. Каковы бы ни были идеи, но человек соглашается ради их осуществления погибнуть, тем самым придав смысл своей жизни.

Оффлайн Petrovic

Re: терроризм и психология
« Ответ #6 : Суббота 21 Ноябрь 2015, 10:27:05 »
Думаю, тут можно для начала посмотреть те же механизмы, по которым люди попадают в деструктивные секты.
Например, я тут скачал и посмотрел фильм про саентологию "Наваждение", так там интересно, как из группы людей по интересам, типа вот нашей здесь, можно вылупить деструктивную секту с насилием и плясками :) Или фильм "Волна" про немецкую школу, помнишь?
Да, помню этот сюжет. Я его осмыслял по схеме: личность получает включенность в общее дело, принятие и одобрение со стороны группы, смыслы, соответственно, всякий, имещий дефицит или проблемы с вышеперечисленным, уже потенциально подвержен.

Я на днях послушал передачу на «вестях» о терроризме и психологии (ссылка, если вдруг: http://radiovesti.ru/audio/243/950.mp3), ведущищий, конечно, отвлек гостя своими жалобами (правда, обоснованными —  у нас в стране в целях повышения экономической эффективности закрыли последнюю кафедру криминальной психологии) на жизнь и правительство, но всё же я уловил примерно следующий набор тезисов.
Во-первых, терроризм начинается от острого переживания (группой или личностью) несправедливости. По содержанию эта несправедливость бывает социальной, религиозной или национальной.
Второе — к терроризму толкают следующие внутренние чувства:
обида;
потребность в смыслах, желание стать героем.

Мне кажется, эта проблема очень социальная, в широком смысле. Когда людям в их социуме хватает социальных лифтов, возможностей самореализовываться внутри, достигать определенных целей, соприкасаться с какими-то значимыми ценностями и смыслами, то у людей реже возникает потребность
С этим полностью согласен. Вопрос, существуют ли какие-то механизмы (кроме репрессивных) по предотвращеню в уже сложившейся ситуации, когда в лифтах тесно, места всем не хватает.

А что мотивирует людей в Сирии, я имею в виду, что их добровольно мотивирует, а не принудительно, - х.з.
Религиозный мотив, очевидно. Да и социально на Ближнем востоке ведь еще больше расслоение, чем в Европах.

Оффлайн spyke

Re: терроризм и психология
« Ответ #7 : Суббота 21 Ноябрь 2015, 15:49:50 »
Да, помню этот сюжет. Я его осмыслял по схеме: личность получает включенность в общее дело, принятие и одобрение со стороны группы, смыслы, соответственно, всякий, имещий дефицит или проблемы с вышеперечисленным, уже потенциально подвержен.

Я на днях послушал передачу на «вестях» о терроризме и психологии (ссылка, если вдруг: http://radiovesti.ru/audio/243/950.mp3), ведущищий, конечно, отвлек гостя своими жалобами (правда, обоснованными —  у нас в стране в целях повышения экономической эффективности закрыли последнюю кафедру криминальной психологии) на жизнь и правительство, но всё же я уловил примерно следующий набор тезисов.
Во-первых, терроризм начинается от острого переживания (группой или личностью) несправедливости. По содержанию эта несправедливость бывает социальной, религиозной или национальной.
Второе — к терроризму толкают следующие внутренние чувства:
обида;
потребность в смыслах, желание стать героем.
Понимаешь, справедливость - это вообще монета в политике любой власти, ее денежная единица. Обрати внимание, как в любом предвыборном, пропагандистском, оппозиционном или оправдательно-режимном и тому подобных дискурсах обязательно присутствует этот мем. Оппозиция борется за справедливость, свергая власть. Власть борется за справедливость, гнобя оппозицию, в любом обществе, в любую историческую эпоху, начиная с Древнего Рима.
Скорее всего, дело в том, что справедливость - это пустотное снаружи образование, и бездонное внутри, наполняемое чаяниями населения, любыми по своему содержанию, но обозначающее верховенство интересов конкретной личности или группы, к которой она принадлежит, над интересами тех, кто в текущий момент, по мнению этой личности, больше приобщен к тем благам, которых недостает ей самой. Поэтому у одного справедливость - это про избирательные права для женщин, у другого - про единый налог, а у третьего - про его прогрессивную ставку.
Любую борьбу за власть и, особенно, против власти, мотивирует желание этой справедливости. Террористический способ никак не выдающийся и не особенный в этом. Другой вопрос, почему одни люди свою потребность в справедливости, пускай даже и высочайшую, канализируют в стихи, а другие - в гомицид. Надо бы мне все-таки переоткрыть Ханну Арендт, кажется, там должно быть.

Цитировать
С этим полностью согласен. Вопрос, существуют ли какие-то механизмы (кроме репрессивных) по предотвращению в уже сложившейся ситуации, когда в лифтах тесно, места всем не хватает.
Конечно, существуют. Нужно просто предоставлять возможность новых лифтов. Чтобы постоянно возникали новые ниши для социализации (за счет изменения общества, развития бизнеса, культуры и т.п.). Нужно препятствовать социальной стабильности в ее плохом смысле, т.е., застою, когда новонародившиеся люди не могут себя деть никуда иначе, чем заняв рабочие и социальные места уже существующих людей. Должны постоянно возникать новые места и способы жизни, новые стили жизни. Войны, революции и эпидемии с этим неплохо справляются, но если без этого, то важно строить такие институты власти, в рамках которых каждый может добиваться хотя бы чего-нибудь, и в плане политики, и в плане самозанятости. Да, банально, самоуправление, демократия, частые перевыборы на всех уровнях. Возможности для самовыражения в своем деле и в культуре. Все то, что кажется таким вредным и бессмысленным ультралибералам, и ультракоммунистам.
Ну это я так вижу, есть и другие точки зрения на то, как бороться с недовольными. Кропоткин, Руссо, Оруэлл...
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Helga

Re: терроризм и психология
« Ответ #8 : Воскресенье 22 Ноябрь 2015, 22:56:45 »
Вот это вызывает вопросы. Можно вспомнить русского террориста Каляева, который отказался от помилования. И, по-моему, сам смысл решения осуществить теракт неотделим от добровольного согласия умереть. Тут самопожертвование в полный рост. Каковы бы ни были идеи, но человек соглашается ради их осуществления погибнуть, тем самым придав смысл своей жизни.
Так самопожертвование бывает и без терроризма, просто за идею (те же пешмерга в переводе - идущие на смерть, ни много, ни мало). А бывает терроризм без самопожертвования (прицепил бомбу под днище машины - и был таков). Или тебя интересует только аспект проблемы, который касается смертников?
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Helga

Re: терроризм и психология
« Ответ #9 : Воскресенье 22 Ноябрь 2015, 22:59:41 »
Религиозный мотив, очевидно.
Ну да, особенно у бывших БААСистов, которые сначала с Саддамом насаждали панарабизм, а потом увидели ИГИЛ, внезапно ударились в религию и говорят такие: "А давайте мы еще и здесь повоюем!"
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Helga

Re: терроризм и психология
« Ответ #10 : Воскресенье 22 Ноябрь 2015, 23:14:10 »
Мне вот кажется, что для местных мотиватор - это не религия, а в чистом виде борьба за власть. Иначе с чего бы, например, грызться ИГИЛу с Ан-Нусрой - выяснять, чей ислам круче? А для пушечного мяса - конечно, пропаганда и еще раз пропаганда. Если на турецком погуглить на тему - такие веселые картинки из гугла вываливаются, что даже странно, как еще вся быдло-масса сопредельных стран не ушла за ИГ воевать.
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Merk

Re: терроризм и психология
« Ответ #11 : Понедельник 23 Ноябрь 2015, 00:07:55 »
Думаю, тут можно для начала посмотреть те же механизмы, по которым люди попадают в деструктивные секты.
согласен. Я тут как раз был на семинаре про эту тему и про секты рассказывали и про экстремизм.

Можно сказать так, у каждого есть своя кнопка на которую можно нажать и запустить механизм. Хороший фильм Волна и Эксперимент.
Ни каждый террорист хотел стать террористом. Инертность важная вещь в этом вопросе, в начале одно, потом другое, а потом и третье..... и уже не выйдешь из организации.

А вот еще хороший фильм "Бойцовкий клуб", у них тоже в начале с драк начиналось, а потом забавы все жестче, а потом и до взрывов дошло. И очень наглядно показано, что лидеру тоже уже не соскочить, если даже и передумал, механизм уже работает самостоятельно.

Социальная психология этим занимается, групповое влияние и все такое.....

Оффлайн Petrovic

Re: терроризм и психология
« Ответ #12 : Вторник 24 Ноябрь 2015, 10:55:50 »
А вот еще хороший фильм "Бойцовкий клуб", у них тоже в начале с драк начиналось, а потом забавы все жестче, а потом и до взрывов дошло
Идея бойцовского клуба мне больше напоминает английскую клубную традицию, часто в этих клубах золотая молодежь практиковала довольно агрессивные развлечения (если интересно, можно почитать здесь: http://www.kommersant.ru/doc/612288).

Оффлайн Petrovic

Re: терроризм и психология
« Ответ #13 : Вторник 24 Ноябрь 2015, 10:59:44 »
Ну да, особенно у бывших БААСистов, которые сначала с Саддамом насаждали панарабизм, а потом увидели ИГИЛ, внезапно ударились в религию
Мне вот кажется, что для местных мотиватор - это не религия, а в чистом виде борьба за власть.
Ну со спонсированием терроризма различными группами в своих интересах всё понятно. Меня пока больше исполнители, а не заказчики интересуют. Ясно ведь, что самовзрывающийся фанатик за власть не борется.
Или тебя интересует только аспект проблемы, который касается смертников?
Меня интересует вопрос технологии вербовки террористов. Это же нужно весьма серьезно воздействовать на психику, чтобы довести человека до такого. Раньше я полагал, что доведение до состояния смертника осуществляется в специализированных лагерях. Ну это мне более-менее понятно. В искусственных условиях возможно создать такую социально-психологическую обстановку, что рано или поздно у человека крыша съедет. Но сегодня, мы видим, террористы вылезают не из лагерей, а из вполне себе цивилизованных квартир и офисов. Как это можно объяснить? Первое приходящее в голову объяснение — активная социальная жизнь протекает не на работе, не в городе, а в интернетах. И вот тут уже достаточно рычагов. Получаем что-то типа онлайн-лагеря по подготовке террористов.

Оффлайн Petrovic

Re: терроризм и психология
« Ответ #14 : Вторник 24 Ноябрь 2015, 11:56:33 »
Скорее всего, дело в том, что справедливость - это пустотное снаружи образование, и бездонное внутри, наполняемое чаяниями населения, любыми по своему содержанию
Ну да, так и есть. Апелляция к справедливости — не более чем объективизация собственный чувств и потребностей. Но сила переживания меньше от этого не становится. Возможно, даже усиливается. Я предположил бы вдобавок, что обратный процесс, так сказать, деобъективизация — перемещение источника обиды внутрь личности, позволит обессмыслить теракт, соответственно предотвратить.

Цитировать
Другой вопрос, почему одни люди свою потребность в справедливости, пускай даже и высочайшую, канализируют в стихи, а другие - в гомицид.
Простой ответ — не находят других путей. И вот тут появляется очередной радикальный проповедник-вербовщик и дает ответы на вопросы.

Цитировать
Конечно, существуют. Нужно просто предоставлять возможность новых лифтов. Чтобы постоянно возникали новые ниши для социализации (за счет изменения общества, развития бизнеса, культуры и т.п.). Нужно препятствовать социальной стабильности в ее плохом смысле, т.е., застою, когда новонародившиеся люди не могут себя деть никуда иначе, чем заняв рабочие и социальные места уже существующих людей. Должны постоянно возникать новые места и способы жизни, новые стили жизни.
Выглядит логично: если в старых лифтах тесно, нужно не выгонять оттуда пассажиров угрозами и расстрелами, а создавать новые лифты. В этом, кстати, я вижу единственный, но очень важный плюс идеи поддержки частного бизнеса. Пресловутая американская мечта — это лифт для каждого.

Цитировать
Ну это я так вижу, есть и другие точки зрения на то, как бороться с недовольными. Кропоткин, Руссо, Оруэлл...
Забавно, что Кропоткин одобрял деятельность террористов-народовольцев,-) Да и Руссо совместно со своими современниками-просвещенцами поучаствовал в подготовке почвы для французской революции.

 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10