Автор Тема: Этика потребления  (Прочитано 6466 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн spyke

Этика потребления
« : Среда 20 Февраль 2013, 16:07:23 »
Все знают, что в странах третьего мира, и да будет присовокуплен к ним Китай и местами Россия, практикуется рабский труд при изготовлении всякого ширпотреба, который потом висит на полках одежных магазинов и лежит в магазинах техники, и даже за бешенные бабки.
Китайские дети-рабы, женщины Бангладеша, надрывающие спину за копейку и т.д.

На этичность покупки таких товаров смотрят обычно с двух сторон.
С одной стороны, если мы не будем покупать нечто, сделанное бангладешской женщиной, то она не получит даже эту свою копейку и помрет вместе с семьей. А если мы не будем покупать "мэйд ин чайна", это просто перестанут писать, а начнут писать "мэйд аутсайд оф чайна", ничего не меняя. Значит, игнорировать такие товары или вовсе неэтично, или просто бессмысленно.
С другой стороны, покупая и участвуя, мы поддерживаем и консервируем текущее положение дел с этим рабским трудом. Мы даем этой женщине копейку, но лишаем шанса даже ее детей когда-нибудь жить иначе. Есть люди, которым просто неприятно носить вещи, сделанные китайскими или таджикскими рабами. Хоть совсем от этого не уйдешь, но они стараются сознательно сводить такое потребление к минимуму.

Я специально говорю не об этнических каких-то штуках, которые за те же копейки плетут масаи для туристов или еще кого-то, но которые несут миру отпечаток их культуры. Про кедровые орешки, которые продают бабушки на полустанках БАМа. Я про айфоны и прочие H&M.

Вас задевает это вопрос? У вас есть какая-то личная позиция?

Вот, для нагнетания ссылочки:
http://www.pietervandenboogert.com/portfolio/what-we-wear/
http://englishrussia.com/2013/02/19/how-half-woolens-are-made/#more-121554 - а это про Брянск, типа юмор, хотя если приглядеться...
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн nel

Re: Этика потребления
« Ответ #1 : Среда 20 Февраль 2013, 16:41:50 »
сразу хочется сказать, что мне кажется, что эти проблемы должны решаться с другого конца, не потребитель виноват и отвечает за бедственное положение и эксплуатацию.

однако я окуналась в проблемы негуманного производства для реализации котят и крысок. предложение есть, потому что есть спрос. купишь котенка - дашь ему шанс, уже готовому котенку, на жизнь и любовь. но поддержишь негативный процесс. а не купишь - ну его просто выбросят, он умрет. и что делать?

да все равно, что делать. нельзя запретить размножать котят и крысок (для этого нужно сильно изменить законодательную базу и общественное мнение), и глобально "спасать" оттуда животных не нужно, это бездонная бочка. но где конкретно ты возьмешь себе котенка или крысенка - да все равно, в питомнике, в магазине, на рынке, или с улицы/передержки. нужно смотреть, что тебе больше нужно, чего хочется.

так и здесь, мне кажется. выбирать по конкурентным свойствам, а не по этике.

Оффлайн Helga

Re: Этика потребления
« Ответ #2 : Среда 20 Февраль 2013, 19:31:24 »
Мне кажется, позиция китайских женщин не вечна. Более того, покупая их товар, мы даем миру шанс выбраться из гамна.

Логика примерн такая: покупая гомно-ширпотреб, мы делаем выручку его производителю. Из этой выручки факт, что часть он заберет себе, но частью он расширит производство (создаст новые рабочие места, а следовательно, улучшит положение всякой китайской женщины), либо направит на поддержку уже имеющихся китайских женщин дабы они учились и не разбегались к конкурентам.

Таким образом, если мы на протяжении десяти лет будем поддерживать китайских женщин, через это время им хватит денег на то, чтобы ездить на европейские курорты и покупать для китайских мужчин галстуки по 20 баксов, чморя соседку, которая купила за углом за 10. А если на территории Китая найдут внезапно какое-нибудь мега-месторождение, то их эволюция кончится и они заживут как мы  :D .

Вот примерно такой расклад. Поэтому я покупаю то, что удовлетворяет моему личному отношению "цена-качество", оставляя китайских женщин на волю невидимой руке рынка, которая рано или поздно с их китайской стороны утрет нос европейцам. Как-то так.
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн spyke

Re: Этика потребления
« Ответ #3 : Четверг 21 Февраль 2013, 00:53:50 »
Таким образом, если мы на протяжении десяти лет будем поддерживать китайских женщин, через это время им хватит денег на то, чтобы ездить на европейские курорты и покупать для китайских мужчин галстуки по 20 баксов, чморя соседку, которая купила за углом за 10. А если на территории Китая найдут внезапно какое-нибудь мега-месторождение, то их эволюция кончится и они заживут как мы  :D .
За Китай можно не волноваться :agree Но вот женщины Бангладеш трудятся на отшиве европейского трепья за копейки уже лет 40, и не похоже, чтобы им что-то светило...
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн aRT

Re: Этика потребления
« Ответ #4 : Четверг 21 Февраль 2013, 16:57:24 »
наверно, мне все равно. меня расстраивает, если качество товаров из-за этого ухудшается. и даже если покупаешь вроде бы хорошую вещь, то всегда можешь нарваться на подделку. если качественная подделка - пофиг, но вот если нет.. нет чувства уверенности в том, что за бОльшие деньги ты купишь нечто лучшее, более качественное. от этого появляется наплевательское отношение вообще, снижается общий уровень, все становится однодневным.
Два сорта мыла — это слишком сложно для меня. (с)

Оффлайн spyke

Re: Этика потребления
« Ответ #5 : Четверг 21 Февраль 2013, 17:33:55 »
наверно, мне все равно. меня расстраивает, если качество товаров из-за этого ухудшается. и даже если покупаешь вроде бы хорошую вещь, то всегда можешь нарваться на подделку. если качественная подделка - пофиг, но вот если нет.. нет чувства уверенности в том, что за бОльшие деньги ты купишь нечто лучшее, более качественное. от этого появляется наплевательское отношение вообще, снижается общий уровень, все становится однодневным.
Так ведь если вещи будет хорошими, они будут служить долго, и никто не будет вынужден регулярно покупать новые. Легкая промышленность, да и вообще большая часть промышленности просядет, будет экономический кризис, все дела.
Люксовые отшивы заколлапсировали еще в середине 90-х. Если раньше были дешевый массовый сегмент, средне-хороший сегмент и эксклюзивный сегмент ручного труда индивиуально специалиста, то с середины 90 фактически их осталось два - массовый и эксклюзивный. Только в массовом есть инструменты брендинга и формирования разницы в качестве процесса самого потребления, которые формируют огромную шкалу цен. Вещи, конечно, тоже отличаются, но в очень узких рамках того, что может позволить себе массовое производство, рассчитанное на увеличение продаж.

Да и ставка на улучшение качества процесса самого потребления, на увеличение его приятности и чувства избранности уходит в прошлое. Большинство тех, кто все еще относят себя к "люксу", признаются в том, что самые большие доходы они получают со своих аутлетов, а не с бутиков.
Пока еще очень активно делается ставка на освоение азиатских рынков, РФ и даже Африки, но эти рынки тоже не бездонны. Значит, в дальнейшем вещи будут еще более кратковременны, мода все быстрее меняться, а зомбирование о необходимости постоянного потребления все сильнее определять жизни.

Или остается надежда поддерживать такой материальный уровень, что сделает возможным обращение к индивидуальному производству. Например, в парфюмерии до недавних пор существовали нишевые марки, у которых не могло быть больше 50 точек продаж в мире, это было чем-то вроде игры в сознательную эксклюзивность. Качество этой парфюмерии, сырье и формулы были осязаемо другими, лучше, чем все остальное. Но чем дальше, тем эта игра также становится все более коммерческой. Раз "исключительность" хорошо продается, значит, будем ее продавать, поддерживая легенду об ее исключительности. Думаю, что это общая логика, от которой страдают все малые производства, которые делают что-то действительно хорошее за вменяемые деньги.

Я так себе вижу отсюда, что единственным мерилом действительной исключительности чего-то ну очень хорошего по качеству, будет только цена, чем дальше, тем больше. Причем такая цена, которыя выбивает вещь из сегмента массовой доступности полностью. Для меня это что-то вроде естественного возвращения к классовому обществу. С тем, правда, отличием, что в 18-м веке крестьянин мог оценить разницу между своей сорочкой и сорочкой своего хозяина даже чисто наощупь, а в 21-ом учащийся путяги на самом деле не понимает, чем отличается сшитый вручную костюм за 50К баксов, от того, что висит в универмаге за 1К, и на котором тоже написано, что он сшит вручную.
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн aRT

Re: Этика потребления
« Ответ #6 : Пятница 22 Февраль 2013, 00:28:25 »
наверно, мне все равно. меня расстраивает, если качество товаров из-за этого ухудшается. и даже если покупаешь вроде бы хорошую вещь, то всегда можешь нарваться на подделку. если качественная подделка - пофиг, но вот если нет.. нет чувства уверенности в том, что за бОльшие деньги ты купишь нечто лучшее, более качественное. от этого появляется наплевательское отношение вообще, снижается общий уровень, все становится однодневным.
Так ведь если вещи будет хорошими, они будут служить долго, и никто не будет вынужден регулярно покупать новые. Легкая промышленность, да и вообще большая часть промышленности просядет, будет экономический кризис, все дела.

ну да, только все равно почему-то грустно :( во мне уже полно этого - радоваться новому, пренебрегать и забывать старое, как отслужившее и не годное (причем срок службы реально иногда уже измеряется месяцами), а в итоге просто вынужден больше думать о предметном мире, даже если не очень-то и хочется, потому что постоянно дергают тебя - то одно вышло из строя, то другое.. а в индии дети голодают.. и мир такой большой, а я не могу спасти всех и сделать всех счастливыми.. и приходишь в итоге к такому фоновому пофигизму, как защитному механизму от сумасшествия на почве собственного бессилия. 


Цитировать
С тем, правда, отличием, что в 18-м веке крестьянин мог оценить разницу между своей сорочкой и сорочкой своего хозяина даже чисто наощупь, а в 21-ом учащийся путяги на самом деле не понимает, чем отличается сшитый вручную костюм за 50К баксов, от того, что висит в универмаге за 1К, и на котором тоже написано, что он сшит вручную.
и от этого мне тоже почему-то грустно. не потому, что я буду из тех крестьян, что на ощупь различить уже не могут, нет, я-то как раз могу быть из тех, кто сможет. но в этом видится какая-то лажа. как будто реальные вещи действительно уже не важны, важен лишь авторитет эксперта. что-то тут очень криво.
Два сорта мыла — это слишком сложно для меня. (с)

Оффлайн Helga

Re: Этика потребления
« Ответ #7 : Вторник 26 Февраль 2013, 23:56:26 »
Я так себе вижу отсюда, что единственным мерилом действительной исключительности чего-то ну очень хорошего по качеству, будет только цена, чем дальше, тем больше. Причем такая цена, которыя выбивает вещь из сегмента массовой доступности полностью. Для меня это что-то вроде естественного возвращения к классовому обществу. С тем, правда, отличием, что в 18-м веке крестьянин мог оценить разницу между своей сорочкой и сорочкой своего хозяина даже чисто наощупь, а в 21-ом учащийся путяги на самом деле не понимает, чем отличается сшитый вручную костюм за 50К баксов, от того, что висит в универмаге за 1К, и на котором тоже написано, что он сшит вручную.
В этом случае разница между костюмами - не в том, чьими руками или ногами он пошит, а, как правило, в лекалах. И хорошее лекало от говна я отличу, хоть на человеке, хоть в продаже. А также кривые строчки, швы без допуска и дохрена чего еще, что отличает хорошую вещь от каки.

И еще сейчас мерилом крутизны вещи является ее эксклюзивность - чтобы ни у кого такой больше не было. В этом плане дизайнерские платья как стоили как самолет, так и будут стоить. Просто от стоимости ручного труда, которая была актуальна в 18 веке, мы перешли к большей оценке интеллектуального труда - дизайна и конструирования. Только и всего. И это вполне закономерно.
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн spyke

Re: Этика потребления
« Ответ #8 : Среда 27 Февраль 2013, 00:02:38 »
В этом случае разница между костюмами - не в том, чьими руками или ногами он пошит, а, как правило, в лекалах. И хорошее лекало от говна я отличу, хоть на человеке, хоть в продаже. А также кривые строчки, швы без допуска и дохрена чего еще, что отличает хорошую вещь от каки.

И еще сейчас мерилом крутизны вещи является ее эксклюзивность - чтобы ни у кого такой больше не было. В этом плане дизайнерские платья как стоили как самолет, так и будут стоить. Просто от стоимости ручного труда, которая была актуальна в 18 веке, мы перешли к большей оценке интеллектуального труда - дизайна и конструирования. Только и всего. И это вполне закономерно.
Да, но ведь, скажем, великолепная цацка хэнд-мейд, сделанная моей соседкой, такая же эксклюзивная и единственная в своем роде, как и любая другая эксклюзивная цацка из того же материала. Но их всегда будет отличать цена, потому как есть разница - бренд, тренд, место продажи и т.п. Все не так просто :(
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Helga

Re: Этика потребления
« Ответ #9 : Среда 27 Февраль 2013, 00:08:37 »
Да, но ведь, скажем, великолепная цацка хэнд-мейд, сделанная моей соседкой, такая же эксклюзивная и единственная в своем роде, как и любая другая эксклюзивная цацка из того же материала. Но их всегда будет отличать цена, потому как есть разница - бренд, тренд, место продажи и т.п. Все не так просто :(
Ну это уже твой вопрос как собственного дизайнера - отличить цацку-супер от цацки-не-супер. Кто не умеет - платит деньги тем, кто отличает. Кто умеет - может и у соседки цацку купить, более того, и соседку сделать миллионершей.
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Monotype

Re: Этика потребления
« Ответ #10 : Пятница 01 Март 2013, 00:16:20 »
Мой друг Степан пошел в магазин за вискарем. И, пробираясь между стеллажами, снес стоящую посреди прохода пирамиду из бутылок висящей на плече сумкой. Степан заплакал, заплатил злым работникам магазина 47 тысяч рублей, и весь остаток месяца ел воду из-под крана, потому что чайник ему пришлось продать.

 Хочешь пить виски и не хочешь оказаться на месте Степана? 

 Вот несколько магических абзацев информации, которые защитят твой кошелек и отпугнут администраторов и охранников самых помпезных магазинов: 

 Итак, отныне твоя лучшая подруга — статья 1064 гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети». А именно — тот ее  волшебный пункт, в котором написано: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине». 

Что это значит: 

Если ты взял в каждую руку по 5 бутылок пива и не справился с управлением — увы, отвечать тебе. 
Если ты поскользнулся на влажном полу и вынес стеллаж с шампанским — твоей вины тут нет, и бить будут не тебя, а вон ту тетку  со шваброй. 
Если ты затеял шутливую борьбу с лучшим другом в отделе тортов и нечаянно наступил в «наполеон» —  будешь платить как миленький. 
Но если бутылка оливкового масла ползла по транспортерной ленте у кассы и внезапно приложилась об  пол, перед законом ты чист. 
Твоя подруга выбирала фрукты и слишком сильно сжала банан — плати за его останки.
Ты взял банку корнишонов с полки, а соседние огурцы затрепетали и обрушились — ты не обязан оплачивать операцию по выпрямлению рук магазинного мерчендайзера. Товары должны быть устойчиво расставлены и закреплены на полках, и это — его работа, а не твои проблемы.


 Твой следующий друган — ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля.  Классификация предприятий»
 Согласно этому ГОСТу (а также  СНиПу 2.08.02–89 «Общественные здания и сооружения»), расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра.

 Причем, чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками, вот список:

1,4 м  — при торговой площади до 100 м2
1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м2
2 м— при торговой площади св. 150 до 400 м2
2,5 м — при торговой площади св. 400 м2


Что это значит:

 Мой друг Степан в истории с 47 000 рублей выступил как первосортный неудачник. Если бы он знал о ГОСТах ширины магазинных проходов, его денежки остались бы при нем. Выставленная в центре прохода  пирамида из бутылок: 

а. делала проход уже положенной ширины и затрудняла движение (пройти мимо и ничего не задеть было трудно физически);   
б. была плохо зафиксирована (мерчендайзер бестолково выставил бутылки, и они обрушились с полтычка).


 Наконец, твоя третья подруга — 203 статья Уголовного Кодекса РФ. Она поможет тебе, если в дело решит ввязаться охранник магазина. 

 Если охранник начал грубить, угрожать, хватать за капюшон, обыскивать сумку и требовать выйти за него замуж — напомни ему о 203 статье УК. Он порадуется, узнав, что его активные зажигательные действия в твой адрес караются лишением свободы на срок до 7 лет, ибо это — превышение полномочий служащего Частного Охранного Предприятия (ЧОП).   

Что это значит:

 По закону, ваш диалог с охранником должен выглядеть так:   

 Он: Дорогой сэр/мадам! Вы, кажется, что-то разбили? Оплачивать собираетесь? 
 Ты: Конечно, собираюсь! Как только мою вину докажут в судебном порядке, в тот же день и оплачу! 
 Он: Что ж, звучит разумно. Всего вам хорошего, удачного дня. 
 Ты: До встречи, я вас люблю!


Применяй знания: 

 Итак, в магазин залетел метеорит и выбил из твоих рук бутылку красного сухого урожая 1984 года . Бледный администратор требует, чтоб ты оплатил разбитую бутылку. 

 Заявляй о своей невиновности и, если администратор пойдет на конфликт, требуй жалобную книгу. Подробно опиши случившееся, включая время катастрофы (оператор камеры видеонаблюдения скажет тебе спасибо), свидетелей (ты сам себе скажешь спасибо, если дойдет до суда), и основных участников парада (их потом высекут на красной площади).   

 Также требуй составления акта о порче товара, в котором обязательно зафиксируй все сопутствующие обстоятельства: скользкий пол, узкие проходы между стеллажами, пьяных футбольных фанатов, танцующих кришнаитов, толкающихся зомби.   

 Скорее всего, конфликт рассосется еще на этапе требования жалобной книги.
 Если же бесноватый персонал не унимается, предложи магазину подать на тебя в суд (иного законного способа заставить тебя оплатить разбитую посуду нет). Судебные издержки и неизбежные визиты проверяющих инспекций охладят пылких сотрудников и позволят тебе выйти из ситуации с прямой спиной и гордо поднятым подбородком.   


P.S.: Бонус-трэк!   

Волшебные слова! Примени их к работникам торговли, и посмотри, что будет:

«У вас тут скользкий пол/неустойчивое расположение товаров на полке! Я буду жаловаться в роспотребнадзор!»
«У вас узкие проходы/коробки между стеллажами! Я напишу в государственный пожарный надзор!»

А. Назарова, специально для «Источника»
Молоко дольше не скиснет, если вы оставите его в корове. (с) yasviridov

Оффлайн Helga

Re: Этика потребления
« Ответ #11 : Воскресенье 03 Март 2013, 00:39:24 »
Без шуток, пятеро злых юристов пошли в магазин, стратежно расположенный рядом с работой. Взяли там банку кофе, пять салатов и куру-гриль. На кассе обнаружилось, что все это добро стоит дороже чем в ценнике - ценники не успели поменять. В оставшееся от обеденного перерыва время юристы сочинили жалобу в Роспотребнадзор, но подумав, отправили ее не Роспотребнадзору, а директору магазина. Всю следующую неделю юристы кушали куру-гриль бесплатно.

Мораль сей басни такова: сытый юрист - добрый юрист!
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Monotype

Re: Этика потребления
« Ответ #12 : Пятница 22 Март 2013, 00:11:11 »
Помните "час Земли"? Его устраивают раз в году, как раз в конце марта. Все "сознательные" граждане на час выключают электричество и все такое, чтобы хоть как-то проявить бережность к природе.
Вот тут интересное http://zh-an.livejournal.com/501818.html
Молоко дольше не скиснет, если вы оставите его в корове. (с) yasviridov

Оффлайн Monotype

Re: Этика потребления
« Ответ #13 : Пятница 22 Март 2013, 21:56:07 »
Жизненно

1. Кредитные карты

Петя Клюшкин получает 30 тысяч рублей в месяц. Также у него есть несколько кредитных карточек с общим долгом в 100 тысяч рублей. За обслуживание этого кредита Петя ежемесячно платит банкам десять процентов от своей зарплаты: три тысячи.

Получается почти церковная десятина. Если бы Петя поклонялся Золотому Тельцу, его бы, возможно, такая ситуация и устраивала бы. Однако Петя молится иным богам, а свои банки тихо ненавидит за ежемесячное вымогательство денег.

При этом потихоньку выплатить кредит и перестать выплачивать дань ростовщикам Петя не может. Во-первых, его плотно держит на крючке такой приём как «минимальный платёж»: если Петя перестанет тратить деньги с кредиток, ему придётся в течение нескольких месяцев жить на половину зарплаты, чего он себе позволить не может.

А во-вторых, вокруг столько соблазнов, столько вещей-которые-можно-купить-за-деньги… Что Петя не видит иного выхода, кроме как продолжать год за годом кормить жирующие на его беде банки.

Забавный факт: Петя давно уже мечтает о собственном бизнесе, при этом рентабельность в тридцать процентов годовых его более чем устроила бы. Однако организовать абсолютно железный гешефт — выплатить банкам долг и начать класть проценты по кредиту себе в карман — Петя не может. Матрица не пускает.

2. Автомобили

Коля Пятачков любит автомобили. Раньше он ездил на метро, потом скопил денег на жигули. Сейчас перемещается на взятом в кредит лансере. Денег у него в обрез, часто приходится экономить на самом важном, типа отпуска или врачей. Но жизни без своего автомобиля Коля уже не представляет.

Ему надо отдавать кредит за машину, расплачиваться за втюханное дилером дополнительное оборудование и несуразно дорогую страховку. Ему надо решать кучу мелких проблем с парковкой, с царапинами, с заменой расходников и с гарантийным ремонтом. Ему надо раз в сезон менять резину и три раза в неделю заливать себе полный бак.

Коля, в принципе, не жалуется. Каждый отдельный денежный впрыск в машину вполне посилен. Вот только если бы Коля тщательно подсчитал стоимость владения своим сокровищем, он бы выяснил, что узкоглазый четвероколёсный друг ежемесячно пожирает треть его зарплаты и половину его свободного времени.

Мог бы Коля купить себе вместо Лансера старую добрую Ладу Зубило, чтобы не заморачиваться вообще ни КАСКО, ни ржавчиной/царапинами, ни дорогими запчастями? Чтобы бросать машину где угодно, и чтобы чиниться за мелкий прайс в хорошем сервисе рядом с домом, без бумажной возни и без очередей?

Наверное, мог бы. Но если вы скажете Коле, что он выбрал себе машину не по уровню, Коля даже не будет посылать вас в задницу с вашими советами. Коля просто сделает удивлённые глаза и покрутит пальцем у виска.

3. Благотворительность

Витя Печёночкин — хороший парень, у него куча друзей. Дружба — это круглосуточно, поэтому он постоянно всем помогает. Встретить тёщу соседа из аэропорта, подсобить племяннику с рефератом, помочь Мариночке из расчётного отдела с автомобилем, потаскать мебель знакомому по гаражу… Не забывает Витя и про узы крови. Все родственники могут твёрдо на него рассчитывать. Витя никогда не отказывается помочь.

Нет, с Витей расплачиваются. Иногда ему говорят спасибо, иногда подкармливают вчерашними котлетами, иногда целуют в щёку или жмут в руку. Но если Витя откроет ежедневник и подсчитает — сколько времени он тратит лично на себя, а сколько — на родственников и друзей, ему поплохеет. Так как он увидит, что давно уже превратился в бесплатного лакея, которого пользуют все, кому не лень.

Конечно же, Витя думает, будто услуги — это дорога с двусторонним движением. Сейчас он помог, а завтра ему помогут… Только вот какая штука: самому Вите ничего не требуется. Он как-то сам решает свои проблемы, никого не напрягая. А те люди, за помощью к которым Витя раз в пару лет всё же обращается, относятся к той категории его знакомых, которая никогда не использовала его в качестве бесплатной рабочей силы.

4. Потогонная контора

Маша Пузикова работает по двенадцать часов в день, шесть дней в неделю. В воскресенье начальство обычно разрешает ей отдохнуть… или хотя бы уйти с работы пораньше. Платят Маше мало, зарплату постоянно задерживают. На Машу часто кричат, Машу постоянно несправедливо обвиняют в том, что она не успела исправить чужие ошибки. У Маши никогда нет ни денег, ни времени. Она постоянно носится в запарке и пытается решить сразу несколько перезревших проблем.

Наверное, если бы Маша взяла отпуск, слетала бы на море, подумала о жизни своей — она бы приняла правильное решение и уволилась бы. Но начальник у неё не такой дурак, чтобы дать своей рабыне хотя бы две свободных недели. Он отлично понимает: если Маша начнёт думать, сравнивать, искать другие варианты — она тут же от него уйдёт. Поэтому начальник и загружает Машу до предела, чтобы у неё к вечеру не оставалось сил даже пошариться пятнадцать минут по сайтам с вакансиями.

Конечно, Маша всегда может хлопнуть дверью и гордо уцокать каблучками в никуда… да только вы же помните — платят ей мало и нерегулярно. Маша всегда в долгах, у неё банально нет возможности прожить в поисках новой работы хотя бы месяц-другой.

5. Недосып

Оля Головоластная спит по шесть часов день. Иногда — по пять часов. Проснулась, хлопнула кофе, и давай суетиться до самой ночи.

Другая девушка на её месте давно бы уже задумалась о том, что как-то неправильно живёт. Но Оля вот уже много лет не высыпается, и думать она уже давно отучилась. Когда у Оли выпадают свободные полчаса, она наливает себе очередную чашку какой-нибудь бодрящей бурды и… садится тупить. Смотрит телевизор, втыкает в Интернет, просто глядит осоловевшими глазами в стену и гоняет по кругу пустые мысли.

Со стороны кажется, будто выйти из этого порочного круга очень просто. Надо просто взять себе за правило нырять под одеяло ровно в двенадцать ночи. Пара недель восьмичасового сна, и Олю будет не узнать.

Но… чтобы в ритме вальса переделать все дела к одиннадцати вечера надо совершить над собой некислое волевое усилие. А на такое усилие сонная Оля, увы, не способна.

Невыспавшаяся Оля будет ежедневно тратить несколько часов на разного рода бессмысленную ерунду. Из-за этих потерянных часов Оля будет ежедневно ложиться не в двенадцать, а в два. А в восемь утра — хочешь или не хочешь — ей придётся невыспавшейся вставать и копытить на работу.

6. Дорогие вещи

Глеб Щерблюнич не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Точнее, он вообще не богат. Глеб — нищеброд, и денег у него часто не хватает даже на чашку дымящегося кофе в автомате этажом ниже его офиса.

Однако говорить «идите в жопу, это для меня слишком дорого» Глеб не умеет. Из-за этого он постоянно покупает себе вещи, при виде которых даже у гораздо более обеспеченного человека на горле немедленно смыкаются холодные зелёные лапки.

Кожаная куртка ценой в две зарплаты? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. И плевать, что в размерах и фасонах Глеб не разбирается, из-за чего выглядит в этой куртке как сын скупщика краденого.

Ноутбук последней модели за восемьдесят тысяч рублей? Я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи. Возьму кредит под безумные проценты, буду два года питаться овсяной кашей с солью и ездить зайцем на метро, но зато у меня на полке будет пылиться красивый серебристый ноутбук.

Спрашивается, и чего бы Глебу не быть поскромнее, и не покупать себе вещи чуть похуже, но в десять раз дешевле?

Да всё просто. Глеб ленится потратить три часа времени, чтобы посравнивать цены и характеристики, чтобы просчитать плюсы и минусы покупки. Ему проще кавалерийски рубануть рукой и сказать «я решил, покупаю». Кроме того, несмотря на дырявые ботинки и заклееные изолентой очки, Глеб стесняется сообщать продавцам, что он нищеброд.

7. Ремонт

Клава Загребрюк считает, что квартиры в России слишком дорогие. Один Б-г знает, каких усилий ей и её семье стоила эта новая двухкомнатная квартира. Теперь Клава делает в квартире ремонт.

Возьмём, например, кухню.

Можно пойти в строительный магазин и купить там самую дешёвую кухню, тысяч так за восемь рублей. За эти деньги Клава получит несколько убогих шкафчиков из ЛДСП, пусть безо всяких претензий на дизайн, но всё же умеющих хранить внутри себя тарелки и кастрюли.

Можно пойти к шведам в ИКЕА и выбрать себе уже что-нибудь поприличнее, тысяч так за пятьдесят. Качество, конечно, будет не фонтан, но если найти хорошего сборщика, который потратит несколько дней на доводку изделий экономных шведов до ума, получится вполне себе даже симпатично.

Можно навестить какую-нибудь нашу мебельную фабрику и выбрать из каталога кухню под заказ. Это будет уже тысяч двести, но зато подружки Клавы будут одобрительно цокать языками при виде подсветки внутри шкафчиков и синусоидного карниза над пылесборными декоративными полочками.

Можно зайти в салон итальянской мебели и поддаться скромному обаянию буржуазии. Там цены на кухни начинаются где-то от одного миллиона, но если немного повезёт, можно будет отхватить что-нибудь из старой коллекции с огромной скидкой…

Спрашивается, какого хлора Клава купила кухню за шестьсот тысяч рублей? Это же годовая (!) её с мужем зарплата. При этом никаких накоплений в семье не намечается, им и так пришлось занимать, чтобы завершить ремонт к зиме.

Нет, я понимаю, кухня — это важно, кухня — это надолго, Италия — это качество… Но если Клава не могла никак повлиять на цену квартиры, то вот хотя бы цена ремонта была в её власти? Вот серьёзно, если бы Клава потратила на ремонт не два миллиона, а двести тысяч рублей — что, сэкономленные три года работы не окупили бы ей моральных страданий от вида дешёвой плитки и тонкого ламината?

8. Нытьё

Егор Оскопчик постоянно рассказывает знакомым истории, одну просто удивительнее другой. Про кризис. Про какую-то политоту, митинги. Егор вечно на взводе, у него постоянно кто-то неправ: то начальник, то гаишник, то всенародно избранный президент Российской Федерации.

Конечно, мы живём в свободной стране, и Егор имеет право в кругу друзей обкладывать гениталиями кого угодно… но ведь Егор постоянно страдает из-за чужих проблем. Привычка лезть в чужие проблемы регулярно заставляет его чувствовать гнетущее бессилие, осознавать, что где-то что-то плохо, а он не может ничего изменить.

Если бы Егору кто-нибудь объяснил, что наш мир устроен несправедливо, и что единственный способ сделать его лучше — начать с самого себя, Егор, наверное, давно бы уже был на какой-нибудь руководящей должности. Мозги и руки у Егора на месте, энергия из него так и прёт.

Вот только Егор, к сожалению, предпочитает тратить свою неистощимую энергию не на созидательную деятельность, а на обличение и наказание людей, которые — по мнению Егора — ведут себя неправильно.

Сам себя Егор считает хорошо приспособленным к жизни человеком: он умеет скандалить и стоять на своём, может при случае даже в морду дать. Друзья же смотрят на Егора с плохо скрываемой жалостью. Так как Егор постоянно вляпывается на ровном месте то в скандалы, то в драки, то даже в какие-то нелепые суды.

9. Нежелание учиться

Даша Гундогубова потратила десять лет на школу и шесть лет на институт. Страшно подсчитать, сколько десятков тысяч часов она провела в пыльных аудиториях, напряжённо вслушиваясь в заунывное бормотание косноязычных педагогов. Даша гордится своим синим дипломом и никогда не упускает случая похвастаться громкими буквами учебного заведения, которое ей удалось обсидеть.

Вместе с тем, Даше лень потратить один день, чтобы научиться нормально работать в Ворде. Из-за этого она делает документы в три раза дольше, чем могла бы, при этом документы получаются весьма уродливыми. Даша не видит в этом никакой проблемы. Начальство же несправедливо считает Дашу дурой, и платит ей в два раза меньше, чем куда как менее смышлёной Кате. Так Катя, несмотря на все свои недостатки, Ворд таки освоила на приличном уровне.

Ещё Даше лень потратить несколько вечеров, чтобы закончить курсы вождения. Поэтому Даша не чувствует габаритов своей красивой машинки, паркуется по 10 минут там, где умелый водитель запарковался бы за несколько секунд, и не реже чем раз в полгода попадает в нелепейшие аварии.

До кучи у Даши очень туго открывается замок на входной двери. Каждый вечер Даша подолгу шерудит в нём ключом, вздрагивая от каждого шороха в парадной и надавливая на ключ с разных сторон. При этом потратить пять минут времени и найти решение проблемы в Интернете в голову Даше даже не приходит.

К сожалению, в момент выдачи диплома Даше забыли сказать, что халява кончилась, и что обязанность заставлять себя учиться теперь возложена лично на неё.

10. Этанольная петля

Юра Скоблеплюхин периодически смотрит в зеркало и думает, что надо бы, наконец, записаться в тренажёрный зал: убрать пивной животик и взбордрить мышцы гирями-гантелями. Однако Юра работает пять дней в неделю, а после работы выпивает кружку-другую разбавленного этанола.

Он вовсе не алкоголик: Юра верит, что спирт в малых дозах если не полезен, то хотя бы не особо вреден.

Однако работа и алкоголь так хорошо структурируют его время, что записаться в тренажёрный зал ему решительно некогда, да и сил после подвигов трудовых на подвиги спортивные уже не остаётся.

Острых причин менять ритм своей жизни у Юры нет. Просто Юра выглядит на пятнадцать лет старше своего возраста и всё время чувствует себя слегка паршиво… но в целом всё ок. Матрица держит Юру стальной хваткой. Шансов сорвать со своего горла её пальцы у Юры, прямо скажем, немного.

11. Плохие зубы

Гриша Снегиряк совершенно не страдает от зубной боли. Он знает, что у него глубокий кариес на четырнадцати зубах… но вот конкретно сейчас ничего не болит и визит к стоматологу, вроде как, можно пока отложить.

Гриша понимает, что кариес — это не насморк, сам по себе он не пройдёт. Гриша понимает, что вставлять протезы — это и долго, и больно, и дорого. Гриша понимает, что затягивать с визитом к стоматологу не стоит.

Но у него сейчас столько разных дел, и у него сейчас столько срочных трат… Ну, вылечит Гриша сейчас один зуб. И что изменится? Ведь останется ещё тринадцать больных.

Матрица редко оставляет своим рабам силы заботиться о здоровье. Матрица требует от рабов сначала расплатиться по её счетам.

12. Свадьбы и дни рождения

Алиса Скотинёнок выходит замуж. Алиса работает помощником менеджера, её избранник — младшим инженером технической поддержки. Бюджет свежесозданной семьи — сорок тысяч рублей в месяц.

Бюджет свадьбы — пятьсот тысяч.

Почему бы Алисе не расписаться тихо в ЗАГСе и не поехать отмечать обмен кольцами вдвоём с супругом в какой-нибудь тихий ресторанчик? Зачем ей этот петросянистый тамада, зачем ей эти позорные конкурсы, зачем ей эта толпа пьяного быдла, неуклюже топающая ногами под Верку Сердючку?

Зачем надо залезать в долги, разорять родителей, кормить и поить людей, которые, будем откровенны, вполне в состоянии поесть и выпить за свой счёт? Алиса ведь не дура и понимает, что если она не будет устраивать свадьбу, никто на это и внимания не обратит: пожмут плечами и забудут на следующий день.

Причин спускать в никуда годовой доход семьи у Алисы две. Во-первых, так ей приказывает Матрица в лице наших обычаев и традиций. Во-вторых, Алисе хочется покрасоваться в белом платье и Алиса считает, что год работы двух человек — вполне нормальная цена за несколько свадебных фотографий.

Конечно, защитники наивной девушки могли бы сказать сейчас, что свадьба бывает раз в жизни… Но ведь есть ещё дни рождения, похороны, отмечания Нового года. Сколько денег Алиса будет спускать ежегодно на эти бестолковые посиделки?

13. Мелкие расходы

Вася Жимобрюхов работает сантехником по вызову. Там тысяча, здесь пятьсот рублей… в целом должен был бы получаться неплохой заработок. Однако больше чем пара тысяч у Васи в кошельке обычно не плещется, он почти всегда на мели.

Почему?

Потому что Вася как зарабатывает деньги, так их и тратит: не считая. Пятьсот рублей на такси до дома. Тысяча рублей на обед в ресторане. Вроде как, работаешь и работаешь… а денег нет как нет.

Если бы Вася завёл себе блокнот и начал туда записывать все доходы и расходы, у него бы от ужаса зашевелились волосы на заднице. Вася бы увидел, что поесть в ресторане — это не жалкая тысяча за раз, как он думал, а пятьдесят тысяч в месяц, шестьсот тысяч в год. Вася бы увидел, что такси — это удобно и комфортно, но два месяца перемещений на маршрутках позволят ему купить новый компьютер, о котором он мечтает уже три года.

Однако как и положено
Молоко дольше не скиснет, если вы оставите его в корове. (с) yasviridov

Оффлайн spyke

Re: Этика потребления
« Ответ #14 : Пятница 22 Март 2013, 23:22:15 »
Это типа тест "найди себя"? Я нашел :D ;D
Я знаком с реальностью теоретически.

 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10