Автор Тема: Фашизм  (Прочитано 12716 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн spyke

Фашизм
« : Понедельник 03 Январь 2011, 04:36:48 »
Тут наткнулся на эссе Умберто Эко "Вечный фашизм". Оно нетипично короткое, можно осилить.
Хочу обсудить признаки, которые автор относит в сторону зарождающего или витающего в обществе фашизма. Они спорные и, на мой вкус, очень интересные, что скажете?
И еще приходят в голову занятные мысли относительно тех признаков, которые свойственны нашему современному с вами обществу.

[...]Термин «фашизм» употребляется повсеместно, потому что даже если удалить из итальянского фашистского режима один или несколько аспектов, он всё равно продолжает узнаваться как фашистский. Устранив из итальянского фашизма империализм, получаем Франко или Салазара. Устраняем колониализм – выходит балканский фашизм. Прибавляем к итальянскому фашизму радикальный антикапитализм (чем никогда не грешил Муссолини), и получается Эзра Паунд. Прибавляем помешательство на кельтской мифологии и культе Грааля (абсолютно чуждое итальянскому фашизму), и перед нами один из наиболее уважаемых фашистских гуру – Юлиус Эвола.

[...]по-моему, следует вычленить список типических характеристик Вечного Фашизма (ур-фашизма); вообще-то достаточно наличия даже одной из них, чтобы начинала конденсироваться фашистская туманность.

1. Первой характеристикой ур-фашизма является культ традиции. Традиционализм старее фашизма. Он выступает доминантой контрреволюционной католической мысли после Французской революции, но зародился он в поздний эллинистический период как реакция на рационализм классической Греции.

В средиземноморском бассейне народы разных религий (все они с равной толерантностью были допускаемы в римский Пантеон) искали откровения, явленного на заре истории человечества. Это откровение испокон веков таилось под покровом языков, чей смысл утратился. Откровение было вверено египетским иероглифам, кельтским рунам, а также священным, доселе не прояснённым памятникам азиатских религий.

Эта новая культура неизбежно оказывалась синкретичной. Синкретизм – это не просто, как указывают словари, сочетание разноформных верований и практик. Здесь основа сочетаемости – прежде всего пренебрежение к противоречиям. Исходя из подобной логики, все первородные откровения содержат зародыш истины, а если они разноречивы или вообще несовместимы, это не имеет значения, потому что аллегорически всё равно они все восходят к некоей исконной истине.

Из этого вытекает, что нет места развитию знания. Истина уже провозглашена раз и навсегда; остаётся только истолковывать её тёмные словеса. Достаточно посмотреть «обоймы» любых фашистских культур: в них входят только мыслители-традиционалисты. Немецко-фашистский гнозис питался из традиционалистских, синкретистских, оккультных источников. Наиважнейший теоретический источник новых итальянских правых, Юлиус Эвола, смешивает Грааль с «Протоколами Сионских мудрецов», алхимию со Священной Римской империей. Сам тот факт, что в целях обогащения кругозора часть итальянских правых сейчас расширила обойму, включив в неё Де Местра (4), Генона (5) и Грамши, является блистательной демонстрацией синкретизма.

(4) Имеется в виду франц. писатель Жозеф де Местр (1753–1821), автор сочинения «О Папе» (1819)–одного из ключевых текстов католицизма.

(5) Генон, Рене (1886–1951) – франц. литератор-мистик, автор компилятивных сочинений («Кризис современного мира», 1921 и др.).


Поройтесь в американском книжном магазине на стеллажах под табличкой «New Age». Вы увидите в куче мистической белиберды даже и св. Августина, который, насколько мне известно, фашистом не был.

Вот сам по себе принцип валить в кучу Августина и Стоунхендж – это и есть симптом ур-фашизма.

2. Традиционализм неизбежно ведёт к неприятию модернизма. Как итальянские фашисты, так и немецкие нацисты вроде бы обожали технику, в то время как традиционалистские мыслители обычно технику клеймили, видя в ней отрицание традиционных духовных ценностей. Но, по сути дела, нацизм наслаждался лишь внешним аспектом своей индустриализации. В глубине его идеологии главенствовала теория Blut und Boden – "Крови и почвы". Отрицание современного мира проводилось под соусом отрицания капиталистической современности. Это, по существу, отрицание духа 1789 года (а также, разумеется, 1776-го) – духа Просвещения. Век Рационализма видится как начало современного разврата. Поэтому ур-фашизм может быть определён как иррационализм.

3. Иррационализм крепко связан с культом действия ради действия. Действование прекрасно само по себе и поэтому осуществляемо вне и без рефлексии. Думание – немужественное дело. Культура видится с подозрением, будучи потенциальной носительницей критического отношения. Тут всё: и высказывание Геббельса «Когда я слышу слово “культура”, я хватаюсь за пистолет», и милые общие места насчёт интеллектуальных размазней, яйцеголовых интеллигентов, радикал-снобизма и университетов – рассадников коммунистической заразы. Подозрительность по отношению к интеллектуальному миру всегда сигнализирует присутствие ур-фашизма. Официальные фашистские мыслители в основном занимались тем, что обвиняли современную им культуру и либеральную интеллигенцию в отходе от вековечных ценностей.

4. Никакая форма синкретизма не может вынести критики. Критический подход оперирует дистинкциями*, дистинкции же являются атрибутом современности. В современной культуре научное сообщество уважает несогласие, как основу развития науки. В глазах ур-фашизма несогласие есть предательство.

*дистинкция - акт сознания, отражающий объективное различие между предметами или между элементами самого сознания (ощущениями, понятиями и т. Д.).

5. Несогласие – это ещё и знак инакости. Ур-фашизм растёт и ищет консенсусов, эксплуатируя прирождённую боязнь инородного. Первейшие лозунги фашистоидного или пре-фашистоидного движения направлены против инородцев. Ур-фашизм, таким образом, по определению замешан на расизме.

6. Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом большинстве превосходную аудиторию.

7. Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. Так выковывается национализм. К тому же единственное, что может сплотить нацию, – это враги. Поэтому в основе ур-фашистской психологии заложена одержимость идеей заговора, по возможности международного. Сочлены должны ощущать себя осаждёнными. Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре – использовать пружины ксенофобии. Однако годится и заговор внутренний, для этого хорошо подходят евреи, потому что они одновременно как бы внутри и как бы вне. Последний американский образчик помешательства на заговоре – книга «Новый мировой порядок» Пэта Робертсона.

8. Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане – «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.

9. Для ур-фашизма нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы. Раз так, пацифизм однозначен братанию с врагом. Пацифизм предосудителен, поскольку жизнь есть вечная борьба. В то же время имеется и комплекс Страшного суда. Поскольку враг должен быть – и будет – уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретёт полный контроль над миром. В свете подобного «тотального решения» предполагается наступление эры всеобщего мира, Золотого века.

Однако это противодействует тезису о перманентной войне, и ещё ни одному фашистскому лидеру не удалось разрешить образующееся противоречие.

10. Для всех реакционных идеологий типичен элитаризм, в силу его глубинной аристократичности. В ходе истории все аристократические и милитаристские элитаризмы держались на презрении к слабому.

Ур-фашизм исповедует популистский элитаризм. Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан. Рядовой гражданин может (либо обязан) сделаться членом партии.

Однако не может быть патрициев без плебеев. Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.

Поэтому в таких обществах, организованных иерархически (по милитаристской модели), каждый отдельный вождь презирает, с одной стороны, вышестоящих, а с другой – подчинённых.

Тем самым укрепляется массовый элитаризм.

11. Всякого и каждого воспитывают, чтобы он стал героем. В мифах герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в идеологии ур-фашизма героизм – это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Не случайно девизом фалангистов было: Viva la muerte! Нормальным людям говорят, что смерть огорчительна, но надо будет встретить её с достоинством. Верующим людям говорят, что смерть есть страдательный метод достижения сверхъестественного блаженства. Герой же ур-фашизма алчет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою ур-фашизма умереть невтерпёж. В героическом нетерпении, заметим в скобках, ему гораздо чаще случается умерщвлять других.

12. Поскольку как перманентная война, так и героизм – довольно трудные игры, ур-фашизм переносит своё стремление к власти на половую сферу. На этом основан культ мужественности (то есть пренебрежение к женщине и беспощадное преследование любых неконформистских сексуальных привычек: от целомудрия до гомосексуализма). Поскольку и пол – это довольно трудная игра, герой ур-фашизма играется с пистолетом, то есть эрзацем фаллоса. Постоянные военные игры имеют своей подоплёкой неизбывную invidia penis.

13. Ур-фашизм строится на качественном (квалитативном) популизме. В условиях демократии граждане пользуются правами личности; совокупность граждан осуществляет свои политические права только при наличии количественного (квантитативного) основания: исполняются решения большинства. В глазах ур-фашизма индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстаёт как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю. Поскольку никакое количество человеческих существ на самом деле не может иметь совокупную волю, Вождь претендует на то, чтобы представительствовать от всех. Утратив право делегировать, рядовые граждане не действуют, они только призываются – часть за целое, pars pro toto – играть роль Народа. Народ, таким образом, бытует как феномен исключительно театральный.

За примером качественного популизма необязательно обращаться к Нюрнбергскому стадиону или римской переполненной площади перед балконом Муссолини. В нашем близком будущем перспектива качественного популизма – это телевидение или электронная сеть интернет, которые способны представить эмоциональную реакцию отобранной группы граждан как «суждение народа».

Крепко стоя на своем квалитативном популизме, ур-фашизм ополчается против «прогнивших парламентских демократий». Первое, что заявил Муссолини на своей речи в итальянском парламенте, было: «Хотелось бы мне превратить эту глухую, серую залу в спортзал для моих ребяток». Он, конечно же, быстро нашёл гораздо лучшее пристанище для «своих ребяток», но парламент тем не менее разогнал.

Всякий раз, когда политик ставит под вопрос легитимность парламента, поскольку тот якобы уже не отражает «суждение народа», явственно унюхивается запашок Вечного Фашизма.

14. Ур-фашизм говорит на Новоязе. Новояз был изобретён Оруэллом в романе «1984» как официальный язык Ангсоца, Английского социализма, но элементы ур-фашизма свойственны самым различным диктатурам. И нацистские, и фашистские учебники отличались бедной лексикой и примитивным синтаксисом, желая максимально ограничить для школьника набор инструментов сложного критического мышления. Но мы должны уметь вычленять и другие формы Новояза, даже когда они имеют невинный вид популярного телевизионного ток-шоу.

Перечислив возможные архетипы ур-фашизма, закончу вот чем. Утром 27 июля 1943 года мне было сказано, что по радио объявили, что фашизм пал и Муссолини арестован и чтобы я пошёл купил газету. Я отправился к киоску и увидел, что там полно газет, но у них незнакомые названия. Затем я прочитал заголовки передовиц и осознал, что в разных газетах написаны разные вещи. Тогда я купил одну из них, наудачу, развернул и прочитал на первой странице декларацию, подписанную пятью или шестью политическими партиями, среди которых были Христианская демократическая, Коммунистическая партия, Социалистическая партия, Партия действия, Либеральная партия. До этой минуты я полагал, что на страну полагается иметь по одной партии, в частности в Италии партия называется Национальной Фашистской. И вот я обнаружил, что в моей стране одновременно имеют место несколько партий. И не только. Так как я был смышлёным подростком, я сказал себе, что никак невозможно, чтобы все эти партии учредились вот так, за одну ночь. Значит, подумал я, они существовали прежде на подпольном положении.

Декларация возвещала о конце фашистской диктатуры и восстановлении в стране свобод: свободы слова, печати, политических объединений. Эти слова – «диктатура», «свобода» – о Господи, впервые за всю жизнь я их прочёл. Благодаря этим словам я переродился в свободного западного человека.
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Petrovic

Re: Фашизм
« Ответ #1 : Понедельник 03 Январь 2011, 06:41:02 »
...
6. Ур-фашизм рождается из индивидуальной или социальной фрустрации. Поэтому все исторические фашизмы опирались на фрустрированные средние классы, пострадавшие от какого-либо экономического либо политического кризиса и испытывающие страх перед угрозой со стороны раздражённых низов. В наше время, когда прежние «пролетарии» превращаются в мелкую буржуазию, а люмпен из политической жизни самоустраняется, фашизм найдёт в этом новом большинстве превосходную аудиторию.
...
Нашей страны это не касается. Средний класс представляет собой настолько тонкую прослойку, что в политических решениях его даже не принимают во внимание. А та основа, из которой он мог бы сформироваться, - это понаехавшие трудяги, а из-них какие националисты? У нас не трех-, а двухклассовая система - власть и прочая масса. Причем благополучие большей части этой массы непосредственно зависит от благополучия и устойчивости сложившейся системы! Я вообще не представляю, как возможно сдвинуть с места сложившееся положение вещей.

Оффлайн Petrovic

Re: Фашизм
« Ответ #2 : Понедельник 03 Январь 2011, 06:43:46 »
...
8. Сочлены должны чувствовать себя оскорблёнными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой. Когда я был маленьким, мне внушали, что англичане – «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты ещё евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага. Так, благодаря колебанию риторических струн, враги рисуются в одно и то же время как и чересчур сильные, и чересчур слабые. По этой причине фашизмы обречены всегда проигрывать войны: они не в состоянии объективно оценивать боеспособность противника.
...
Ну это ерунда. История показывает обратное. Пока в войну не вступил СССР вместе с США (в роли поставщика) Гитлер все контролировал и в Европе, и в Азии. Из фашистов прекрасные воины хотя бы потому, что они всегда готовы умереть.

Оффлайн spyke

Re: Фашизм
« Ответ #3 : Понедельник 03 Январь 2011, 17:07:06 »
Ну это ерунда. История показывает обратное. Пока в войну не вступил СССР вместе с США (в роли поставщика) Гитлер все контролировал и в Европе, и в Азии. Из фашистов прекрасные воины хотя бы потому, что они всегда готовы умереть.
Исходя из этого списка примет, СССР 40-х годов тоже больше чем наполовину фашистское государство, выходит, что один фашизм победил другой тем, чем располагает сам режим - количеством людей, страхом, патриотизмом, культом героизма... А, может, фашизм - это естественное состояние военной диктатуры?
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Petrovic

Re: Фашизм
« Ответ #4 : Понедельник 03 Январь 2011, 18:39:47 »
...
СССР 40-х годов тоже больше чем наполовину фашистское государство
...
Никак нет, главный признак - нацизм - отсутствует. У нас многонациональное государство.

Оффлайн spyke

Re: Фашизм
« Ответ #5 : Понедельник 03 Январь 2011, 18:53:55 »
...
СССР 40-х годов тоже больше чем наполовину фашистское государство
...
Никак нет, главный признак - нацизм - отсутствует. У нас многонациональное государство.
Пункт 7, который про национализм, он ведь вводится как: Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. В СССР была своеобразная версия этого - культ Советского Человека.
Еще пункты 3 (действие ради действия), 5 (несогласие знак инаковости), 6 (индивидуальная и социальная фрустрации), 8 (критика западных праздности и буржуинства), 10 (элитарная партийность), 11 (культ героизма), 13 (народ как идея), 14 (новояз).
9 из 14 по Эко.

Понятно, что Новояз я бы исключил из характеристик вообще - всякое новое общество порождает новый язык.
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Helga

Re: Фашизм
« Ответ #6 : Понедельник 03 Январь 2011, 20:13:51 »
Нашей страны это не касается. Средний класс представляет собой настолько тонкую прослойку, что в политических решениях его даже не принимают во внимание. А та основа, из которой он мог бы сформироваться, - это понаехавшие трудяги, а из-них какие националисты? У нас не трех-, а двухклассовая система - власть и прочая масса. Причем благополучие большей части этой массы непосредственно зависит от благополучия и устойчивости сложившейся системы! Я вообще не представляю, как возможно сдвинуть с места сложившееся положение вещей.
Собственно, в Европе средний класс как раз всегда являлся препятствием для возникновения тоталитарных режимов. И именно в периоды его деморализации истощения (после войн, в периоды экономического спада - как было перед второй мировой) к власти и приходят подобные режимы.

По идее, у нас таких препятствий просто нет и не было никогда. А сдвинуть сложившееся положение вещей может как раз образование существенной прослойки из среднего класса, не ассоциирующей себя ни с государством, ни с "массами". Откуда она может взяться - это уже второй интересный вопрос  stupid
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Helga

Re: Фашизм
« Ответ #7 : Понедельник 03 Январь 2011, 20:21:31 »
Понятно, что Новояз я бы исключил из характеристик вообще - всякое новое общество порождает новый язык.
Я бы не стала исключать, поскольку сложность структуры языка, его исторические корни - залог неординарного мышления. Любому тоталитарному режиму это будет не нужно, и он постарается язык как-либо упростить, или на худой конец изуродовать (я бы объединила упрощение языка с отрицанием интеллектуализма и интеллигентности).
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн Helga

Re: Фашизм
« Ответ #8 : Понедельник 03 Январь 2011, 20:29:53 »
А, может, фашизм - это естественное состояние военной диктатуры?
Не только военной, а просто любой далекой от демократии системы. Большая часть традиционных исламских режимов большей частью подходит под это определение. Эмираты и Саудовская Аравия - это же не военные режимы, правильно?

Да и Турция, хоть и светское государство, по насаждаемой идеологии очень близка (ну та ладно, нынешний режим создавался как военная диктатура и основной поддержкой власти долгое время оставалась военная элита). Кстати, обратите внимание. После революции была проведена существенная реформа русского языка. Кемалисты, придя к власти, перекроили турецкий. Это не похоже на изменения языка "снизу", как происходит обычно, с течением времени. Мне кажется, реформа языка сверху, насильственное введение "новояза" - это вот как раз оно, признак в смысле.

Кстати, в турецком переводе нужной книжки, как всегда, не оказалось ;) .
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн spyke

Re: Фашизм
« Ответ #9 : Понедельник 03 Январь 2011, 20:29:53 »
Понятно, что Новояз я бы исключил из характеристик вообще - всякое новое общество порождает новый язык.
Я бы не стала исключать, поскольку сложность структуры языка, его исторические корни - залог неординарного мышления. Любому тоталитарному режиму это будет не нужно, и он постарается язык как-либо упростить, или на худой конец изуродовать (я бы объединила упрощение языка с отрицанием интеллектуализма и интеллигентности).
Если речь об упрощении, то да, логично.
У меня само слово новояз ассоциировалось скорее с придумыванием чего-то нового, новыми словечками, междометиями. После всяких резких скачков в технике или политическом строе они ведь всегда образуются, постепенно обогощая язык, не только обедняя.
Но если речь о том, чтобы 100 тыс слов упростить до 5-ти, то таки да, это, наверное, борьба с инакомыслием и вообще мыслием.
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн spyke

Re: Фашизм
« Ответ #10 : Понедельник 03 Январь 2011, 20:33:57 »
По поводу языка мне тут еще встретилось прикольное описание того, как македонская, так сказать, империя, заранее готовилась к тому, чтобы покорять эллинов. Они не только тренировались и точили оружие, но и насадили изначально чуждый для себя греческий язык на всей своей территории, чтобы когда они покорят греков, в стране было единоязычие. Вот жеж культура войны без признаков национализма O0

Это у Кагарлицкого в "От империй - к империализму":
"...Прежде чем распространить свое влияние на Грецию, македонские цари из династии Теменидов научились использовать эллинскую культурную гегемонию в качестве политического инструмента в собственном царстве. Греческий язык правящей династии (происходившей, по преданию, из Аргоса на Пелопоннесе) сделался государственным, позволяя объединить в единое целое разрозненные племена иллирийского или фракийского происхождения. Еще задолго до Александра Великого эллины описывали македонян в качестве варваров, говорящих на греческом языке".
Я знаком с реальностью теоретически.

Оффлайн Petrovic

Re: Фашизм
« Ответ #11 : Понедельник 03 Январь 2011, 20:45:20 »
...
Пункт 7, который про национализм, он ведь вводится как: Тем, кто вообще социально обездолен, ур-фашизм говорит, что единственным залогом их привилегий является факт рождения в определённой стране. В СССР была своеобразная версия этого - культ Советского Человека.
...
Ну хорошо, уговорил. Хотя этот момент имеет место во всех империях. В Риме очень почетно было быть римлянином. Да что там Рим, возьмем единственную сохранившуюся на сегодняшний день империю - США, там просто культ элитарности простого бытия гражданином США, на этом все их этническое самосознание зиждется. Это тоже элемент фашизма?

Оффлайн Petrovic

Re: Фашизм
« Ответ #12 : Понедельник 03 Январь 2011, 20:47:33 »
...
Собственно, в Европе средний класс как раз всегда являлся препятствием для возникновения тоталитарных режимов. И именно в периоды его деморализации истощения (после войн, в периоды экономического спада - как было перед второй мировой) к власти и приходят подобные режимы.
...
Можно примеры, когда средний класс явился этим препятствием. Германия - это как-раз обратный пример. А сейчас так вообще научились контролипровать средний класс с помощью потребления, кредитов, телевидения и проч., так что на него уже никаких надежд.

Оффлайн Helga

Re: Фашизм
« Ответ #13 : Понедельник 03 Январь 2011, 21:19:10 »
Можно примеры, когда средний класс явился этим препятствием. Германия - это как-раз обратный пример. А сейчас так вообще научились контролипровать средний класс с помощью потребления, кредитов, телевидения и проч., так что на него уже никаких надежд.
Я обязательно найду конкретные подтверждения именно становления демократий через средний класс. Но пока вообще приходят в голову все буржуазные революции, а также более ранние формы элитарной демократии типа торговых республик.

А пока приведу определение среднего класса Макса Вебера (за точность формулировки не ручаюсь): это те, кто обладает различными видами собственности или конкурентоспособностью на рынке труда.

Понятно, да, что такому человеку неинтересно ограничение его свобод, сколько бы его ни кормило байками телевидение: если он теряет свободу (передвижения, торговли, распределения его налогов в конце концов) - он теряет все.

Вот, кстати, современные европейские общества, да и Штаты с Канадой - мне кажется, на данный момент, в текущем состоянии образования, политической мысли, рынка труда, да еще и в процессе кризиса - это еще та аномалия, которая может породить любой чудо-режим в итоге.
Когда власть любви станет сильнее, чем любовь к власти, в мире настанет мир

Оффлайн spyke

Re: Фашизм
« Ответ #14 : Понедельник 03 Январь 2011, 21:43:45 »
Ну хорошо, уговорил. Хотя этот момент имеет место во всех империях. В Риме очень почетно было быть римлянином. Да что там Рим, возьмем единственную сохранившуюся на сегодняшний день империю - США, там просто культ элитарности простого бытия гражданином США, на этом все их этническое самосознание зиждется. Это тоже элемент фашизма?
Наверное, да.
Я знаком с реальностью теоретически.

 

Sitemap 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10